Авторская точка  ?  Дневники путешествий  ?  Точка на карте  ?  В дорогу!

Как подхватить иерусалимский синдром?

Поехать на Святую Землю хотелось давно, но как-то не получалось. В мае 2010 все-таки получилось ступить на Святую Землю!  Важно, что без гидов и программы, как первооткрывателям, которые охотно искали приключения и ни минуты не скучали.
Вылетели вечером из Франкфурта. Равно утром прилетели в Тель-Авив.  На электричке добрались до города и наши наш гостиный двор. В гостинице шел ремонт, потому наш обычный номер заменили на большой пентхауз с огромной терассой вокруг комнат и, соответственно, с отличным видом на город и даже на море. Не смотря на то, что кресла бизнес-класса позволили поспать в самолете, все же чувствовалась усталость. Правда, любопытство взяло верх. Оставив чемоданы и отказавшись от городского транспорта мы пешком отправились изучать город.  Все достопримечательности согласно путеводителям посещены и осмотрены. Описывать их нет смысла, все можно прочитать на соответствующих сайтах. Запомнилось огромное количество бездомных кошек и какой-то ресторан. Самым интересным в ресторане были официантки, в количестве пяти штук. Закончив трапезу и так не поделив на троих упомянутых официанток, мы отправились бродить теперь уже по ночному городу. На утро осталось посетить рынок и улицы с домами, застроенными в 1930-годы немецкими архитекторами  стиле баухауз.  Ощущение, что путешествие началось появилось тогда, когда мы забрали прокатную машину, погрузили чемоданы и отправились на осуществление наших грандиозных планов.

О вреде телевидения для рода человеческого.
Следующим пунктом была Хайфа.  Мы долго кружили по городу.  Посетили главную достопримечательность города - библейская гора Кармель ("Виноградник божий", 546 м), на которой жил пророк Илья.  Впечатлил храм бахаитов с его знаменитыми Персидскими садами и гробницей основателя этой религии - Эль-Баха (Баба или Бар-Мирца-Али-Мухаммед).
Вечером мы заехали на полчаса в средневековый город Акко.  О городе есть упоминание в Библии, сначала в Книге Судей, потом как месте, где проповедовал апостол Павел. Нынешний старый город был отстроен крестоносцами (Ричард Львиное Сердце) и достроен арабами. Больше об этом месте мне было ничего не известно. Обычно туристы в этом городке долго не задерживаются. Остановка автобуса на часок, рассказ экскурсовода и дальше… Тоже было должно было ожидать нас. Вечером туристов уже не было, и город заворожил нас в считанные минуты. Толстые средневековые стены и нереставрированные мостовые, казалось, хотят рассказать нам свои тайны, и недоумевают, почему мы остаемся здесь такое непродолжительное время.  Мне удалось убедить моих попутчиков, остаться ночевать в Акко. Найти отель оказалось совсем не просто, туристы здесь не ночуют. Спросив в одном арабском магазине и наблюдав оживленную дискуссию продавцов, покупателей и прохожих, заинтересованно и без нас обсуждавших нашу судьбу, мы получили заветный адресок. Хостел оказался в самом центре средневековых построек. Получив ключи от комнаты, мы вернулись на улицу. После ужина, я захотел побродить по городу в одиночестве. Мне казалось, что именно так, я смогу установить интимный контакт с историческим прошлым этого поселения. Старые улицы здесь не только для туристов, когда туристы уезжают, на них продолжается, и даже оживает, городская жизнь. Местное население, наверное, тоже хорошо обеспечено телевизорами, но ощущение, что телевизоров здесь нет. Вся жизнь происходит на улице: люди встречаются, общаются, кушают, празднуют.  Подумалось, что если бы и у нас не было бы телевизоров, мы были бы, наверное, намного общительнее.

Сам не плошай, но на Бога надейся!
На Вифлеем мы потратили все один день. Для этого  пришлось пересекать границу, что оказалось совсем не проблематично.  В город въехали на обычном рейсовом автобусе и сразу оказались в гуще городской жизни. Палестина понравилась.  Она живая, настоящая, бурлящая!
Первым делом в Базилику Рождества Христова. Большая очередь, чтобы спуститься к гроту. С другой стороны местные за пару долларов проводят вниз без очереди. Мы встали за одной русской группой, но то одна, то другая русская и украинская группы подходили и становились впереди нас. Когда мы поняли, что так в грот мы никогда не попадем, то пристроились к одной из групп. Потом зашли в этой же базилике в соседнюю дверь. В католической части было спокойно, без групп и давки. Можно было в тишине поседеть и поразмышлять и представить себе как это было в ту декабрьскую ночь.
Выйдя из базилики мы побродили еще пару часов по городу. Купили вырезанные из орехового дерева фигуры, представляющие сцену Рождества Христова. Это самые популярные и самые ценные здесь сувениры. Посмотрели мечеть, перекусили. Следующим пунктом программы было посещения стоянки пастухов, на которой они увидели звезду и пришли по ее следу к гроту.  Мы думали, что это должно было быть где-то совсем рядом. Пастухи шли по указанному звездой пути ночью, было прохладно, они были одеты. А мы пошли в полдень, в самую летную жару. Пеший путь оказался не простым и долгим. Знали бы сразу, поехали бы на такси. С учетом того, что пару раз мы теряли дорогу, до стоянки библейских пастухов добрались почти за два часа.  Ближе к вечеру провели много времени в поисках гробницы матери ветхозаветного Вениамина - Рахиль, одна из двух жён патриарха Иакова.  Вифлеем один из важнейших городов библейской истории: родился и был помазан на царство царь Давид. Впечатлений вроде уже достаточно!  Но когда собрались домой, то обнаружили, что у одного из моих спутников нет с собой паспорта. При переходе из Израиля в Палестину паспорта не проверяли, а вот при возвращении в Израиль нужно пройти двойной контроль.  Видимо, не зря мы провели столько часов в церквах. Случилось чудо, нашего попутчика пропустили через границу без паспорта!  Для всех, кто собирается из Израиля в Палестину: пожалуйста, проверяйте паспорт!  Ну если сам оплошал, то остается надеется на Бога! А он иногда слышит!

Что мы делали в Содоме и после него
Возможно, одно этого дня хватило бы на многодневную поездку. С утра пораньше сели в машину и снова отправились в Палестину. На сегодня по плану: Содом и Гоморра, мертвое море и Иерихон. Паспортный контроль, осуществленной русскоязычной эмигранткой, нельзя было назвать особенно теплым. Далее долгая дорога с пустынным пейзажем за окном.
Спустя некоторые время мы уже спускаемся в пещеру на том самом месте, где должен был находиться самый грешный на Земле город. Пещера  произвела впечатление.  Кто-то предложил пойти исследовать горы. Я отказался, но когда все пошли, то я каким-то образом оторвался от группы и оказался далеко впереди.  Несмотря на то, что мы находились в горах, здесь не было ни сантиметра тени: солнце светило прямо сверху. Солнечного удара все же удалось избежать.  Помахав на прощанье соляному столбу, в который превратилась жена Лотта и не погрязнув в какие-либо грехи, мы отправились дальше. Посетили знаменитые пещерные жилица и наконец-то добрались до Мертвого моря.  Не знаю, что доставляло больше удовольствия – необычно плотная вода или наши бесконечные шутки, смех и приколы.
К вечеру мы прибыли в Иерихон, называемым самым древним городом планеты (первые поселения 8000 до н.э.). Согласно Ветхому Завету, евреи, захватив город, уничтожили всех его жителей и их скот, оставив в живых лишь блудницу Раав, которая приютила еврейских разведчиков. Новый город находится в стороне от старого. Мы сели перекусить о городского фонтана и были погружены палестинской молодежью и подростками, которым хотелось просто познакомиться и поговорить с иностранцами.  Один из низ даже купил мороженое и угостил моих попутчиков.  В древнем городе, я решил непременно седлать то, что делаю в каждом путешествии – сходить в парикмахерскую. Двое из моих попутчиков поддались моему примеру. Минут через 40 мы встретились снова, посмотрели друг на друга и пришли к выводу, что в парикмахерскую лучше ходить в других городах. Я побывал в парикмахерских уже в десятке стран и всегда был доволен результатом. Иерихон оказался исключением. Уезжая, остановились в самого знаменитого здесь дерева, который видел еще Христос. Согласно Евангелию, когда Христос направлялся в Иерихон, то Закхей, желая хоть издали увидеть Мессию, влез на смоковницу. Там его заметил Христос, обласкал его и посетил его дом.  Это дерево живо до сих пор и находится на земельном участке, подаренном Палестиной России.

Параллельные миры
Мне очень хотелось прибыть в Иерусалим в пятницу до 3 часов дня. Потому что именно в пятницу, и именно в три, каждую неделю по улицам Иерусалима шествует крестный ход.  Но к трем не успевали. Мы приехали в 16.05. Все должно было уже закончиться. Я был совершенно расстроен, в следующую пятницу нас здесь уже не будет.  Хотел уже было пойти в отель, но решил все-таки попробовать.... Оказалось, что начало крестного хода считается по зимнему, а не по летнему времени. Так я получил назад свой недостающий час.  Чудесным образом получилось с процессией пройти по улицам города. Бурит торговля, продавцы возят на тележках товар, спешат куда-то туристы. И в этой суете, как в параллельном мире, движется процессия, идеи и помыслы которой устремлены далеко от насущных мелочных забот повседневности.
Не буду описывать все пункты, которые паломники-христиане непременно должны посетить в Иерусалиме. Есть много хороших путеводителей. Забавная история произошла в темнице Христа. Священнослужитель достаточно грубо сказал нам, что она закрыта для посетителей. Но когда он услышал русскую речь, радостно пропустил нас и даже кое-то рассказал. С одной стороны, порадовало, что у россиян есть какие-то преимущества. С другой стороны, огорчило, что забывая о христианском поступаете про равенство людей, священник делит их на одних и других.

Что слышится в Храме гроба Господня
Первое ощущение от Храма Гроба Господня – разочарование. Помню, какое впечатление оказал на меня Собор св. Петра в Риме: он величественный и неповторимый. Храм в Иерусалиме в плохом состоянии, запутанный, эклектичный. Но это первое впечатление. Чем больше я в нем находился, тем больше я начинал его любить.  Заходил в него несколько раз в день, а за пару часов до отъезда мои ноги сами вели меня к Храму: в последний раз прикоснуться к его стенам, постоять и почувствовать вечность.
Здесь особенно остро задаешь себе вопрос о верном и неверном.  Посмотрите со стороны на паломников, которые почти в давке, почти любой ценой лезут к Гробу Господню, чтобы прикоснуться или даже сфотографироваться. Принесет ли такое касание душевное исцеление, если в нем нет любви и внимание к ближнему (даже если он тоже лезет, чтобы прикоснуться)? Когда касание ради касания, то много в нем чего-то языческого. И еще…  Известно, что контроль за Храмом разделен между ведущими направлениями Христианства. К сожалению, там где должен царить мир и братство, ветви одной христианской религии совсем не дружат между собой. Когда находишься в Храме подольше, то замечаешь, как следят и контролируют друг друга представители христианских церквей.
А Храм все-таки впечатляет. Проведенное в нем время стало одним из сильнейших моментов моей жизни. Особенно несколько ночных часов!..  Нам разрешили остаться в Храме на всю ночь. В девять часов вечера тяжелые ворота были закрыты снаружи. Свет большей частью погашен. Во всем Храме осталось всего несколько человек. Здесь больше нет туристов, Храм преображается, становится теплым, духовным и очень родным. Час провел у самого гроба, остальное время знакомился с разными важными и менее важными частями Храма, забредая в самые отдаленные уголки. В полночь наша маленькая компания значительно пополнилась – началась православная служба, пришли монахи, монашки и отдельные паломники. В пятом часу утра по спящему еще городу мы пошли домой.
Вот такой короткий рассказ. О том, как провел время в Храме рассказать можно, а вот то о чем говорят его стены поведать нельзя. Нужно прийти и послушать самому.

Репортаж будет дописан…

Добро пожаловать в Израиль

на улицах Тель Авива

Акко: город истории и рыцарей

Вечером улицы Акко пустеют

Акко загадочный и хранящий тайны

Стена плача в Иерусалиме

В переулках Старого Города

Темница Христа

и Святыня для мусульман

Дверь заперта. Мы остались в Храме почти одни.

Ночь в Храме Гроба Господня

Городская стена Иерусалима

Пещеры и гроты Иерусалима полны загадок